Последние статьи

Усовершенствование профессиональных умений будущих учителей английского языка в курсе профессионально-выборочной дисциплины Методика обучения английскому языку в начальной школе

Шрифт:

Конечные цели обучения иностранному языку (ИЯ) в качестве будущей профессионально-педагогической деятельности в лингвистических университетах, институтах и на факультетах ИЯ продиктованы двухаспектностью овладения языком. С одной стороны, выпускник должен овладеть ИЯ практически как средством общения. С другой – он должен приобрести профессиональные знание и овладеть профессионально значимыми умениями, необходимыми для будущей профессионально-педагогической деятельности.

В комплексе заданий в сфере профессиональной подготовки будущих учителей ИЯ первоочередное значение приобретает задание усиления комплексной профессионализации, ведущая идея которой заключается в формировании у студентов – будущих учителей ИЯ – системы профессионально значимых умений. Ведь профессиональное мастерство учителя определяется прежде всего уровнем овладения им профессиональными умениями.

Рассматривая 5 концентров учебных дисциплин, которые изучаются в лингвистических университетах, в институтах и на факультетах ИЯ, Е. М. Розенбаум и О. Е. Самойлов анализируют профессиональную направленность их преподавания.

Так, профессиональная направленность курса общественно-политических дисциплин (первый концентр) имеет первоочередное значение для эффективной подготовки учителя-воспитателя. Сосредоточение внимание студентов на том, где, когда и как использовать полученные знания в своей будущей профессии, без формирования у них конкретных профессиональных умений не обеспечивает высокого качества воспитательной работы в школе. Усиление профессионализации преподавания этого курса дисциплин заключается в формировании у будущих учителей-воспитателей системы профессионально значимых умений.

Главное направление профессиональной направленности психолого-педагогической (2-3 концентры) подготовки студентов также заключается в формировании у них конкретных психологических и педагогических умений, необходимых как для учета индивидуально-психологических, возрастных особенностей учеников, так и для осуществления воспитательной работы классного руководителя, организатора внеклассной работы.

Во время чтения курса специальных лингвистических дисциплин (пятый концентр), или практических, или теоретических, акцентирование внимания студентов на сознательном использовании полученных знаний, умений и навыков на уроке ИЯ и в внеклассной работе значительной мерой обеспечивает профессиональную направленность преподавания этих дисциплин.

Упомянутые выше дисциплины психолого-педагогического и лингвистического концентров имеют и общую отрицательную черту – студенты осваивают знания по этим смежным курсам не интегративно, а изолировано. В результате у студентов не формируется целостная комплексная система профессионально значимых умений. Молодые учителя в своей профессиональной практике опираются или на собственную интуицию, или на заимствованные (не всегда критически осмысленные) приемы из арсенала своих наставников.

Учитывая вышеизложенное настоятельная необходимость комплексного решения проблемы профессионализации, решающим звеном которой является процесс формирования целостной системы профессиональных умений студентов. Ее ведущим компонентом мы, следом за Е. М. Розенбаумом и О. Е. Самойловым (1991), считаем методический (четвертый) концентр. Любые профессиональные умения учителя ИЯ приобретают практическую ценность лишь при условии прохождения их сквозь призму методики: школьной методики общественно-политических, специальных лингвистических и психолого-педагогических дисциплин с непосредственным выходом на учебно-воспитательный процесс по ИЯ. В системе профессиональной подготовки студентов именно методический компонент является тем стрежневым элементом, в котором интегрируются ранее приобретенные знания и умения по другим смежным с методикой дисциплин. Именно в рамках курса методики будущие учителя ИЯ впервые получают возможность применить на практике свои профессиональные знания и умения. Поэтому особое значение для профессиональной подготовки студентов мы придаем формированию у них системы методических умений.

Естественно, что сами методические умения не могут обеспечить качественную подготовку учителя ИЯ. Задание заключается в том, чтобы в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла определить перечень психологических и педагогических умений, необходимых для успешной работы учителя ИЯ. Определение по возможности максимально перечня таких умений в их интеграции со специальными лингвистическими умениями позволило бы обеспечить их одновременный выход на урок ИЯ со всеми его специфическими особенностями.

Первая особенность заключается в том, что учитель ИЯ работает в учебной ситуации, где объект изучения (ИЯ) является одновременно и средством обучения, и средством общения между учителем и классом. Эта особенность определяет специфику профессионального знания учителя ИЯ и ее учет в процессе овладения ИЯ в качестве средства общения, которое предусматривает сформированность умений пользоваться ИЯ как образцом для имитации, применять ее для показа, объяснения и организации речевой деятельности учеников, а также для создания на уроке иноязычной среды.

Вторая особенность заключается в том, что наиболее продуктивно ученики овладевают ИЯ в процессе речевой коммуникации, когда учитель и ученики выступают равноправными речевыми партнерами. В этом случае отношения между ними имеют ярко выраженный субъектно-субъективный характер и свидетельствуют о владении учителем умениями речевого партнерства. Не менее важным является умение учителя организовывать общение в режиме «ученик-ученик» в качестве модели реального общения.

Третья особенность заключается в том, что учитель ИЯ является (для учеников) главным источником информации о тех изменениях, которые происходят в языке и социокультурной ситуации в странах, язык которых изучается. Это выдвигает высокие требования к языковой и речевой компетенции учителя ИЯ и требует их постоянного усовершенствования.

Названные особенности не исчерпывают специфику процесса обучения ИЯ в среднем учебном заведении, а являются лишь проявлением особенностей структуры и содержания этого процесса. Безусловно, что те и другие особенности должны найти свое отображение в системе профессионально-методической подготовки студентов.

Таким образом, комплекс профессиональных умений упомянутых выше учебных дисциплин, пропущенных сквозь призму методики, будет способствовать повышению эффективности подготовки будущего учителя ИЯ.

В современных условиях целесообразно пересмотреть профессиональную подготовку учителя ИЯ, придав ей большей вариативности и гибкости. Расширение диапазона методической подготовки выпускников лингвистических университетов, институтов и факультетов ИЯ позволил бы обучать ИЯ учеников всех возрастных категорий: от дошкольников до студентов.

На кафедре методики преподавания иностранных языков Киевского государственного университета курс «Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях» (объем – 194 часа) расширен рядом профессионально-выборочных дисциплин. Одной из таких дисциплин является 20-часовой лекционно-практический курс «Методика обучения английскому языку в начальной школе». Цель курса заключается в обеспечении основ методической подготовки студентов к реализации их профессиональных функций учителя английского языка в младших классах: обучение английскому языку (практическое владение аудированием, говорением, чтением и письмом), а также воспитанию, образованию и развитию младших школьников средствами английского языка на уроке и во время внеклассной работы. Курс предусматривает значительное углубление некоторых тем предыдущих уроков изучения курса «Методика обучения английскому языку в средних учебных заведениях» с учетом особенностей обучения основам англоязычной речевой деятельности, организации и планирования учебной и внеклассной работы в начальной школе (1-3 классы).

Перед курсом «Методика обучения английскому языку в начальной школе» встают такие задания: 1) познакомить студентов с особенностями процесса обучения английскому языку как средства общения, воспитания, образования и развития учеников младших классов; 2) познакомить студентов с современными методическими направлениями, авторскими концепциями, методами, формами и средствами обучения английскому языку младших школьников; 3) совершенствовать основы профессиональных умений студентов творчески применять свои знания на практике с учетом возрастных особенностей учеников начальных классов.

Приведем примеры тез лекции и плана практического занятия по теме «Готовность младших школьников к изучению английского языка и методы ее диагностики», целью которых является формирование таких методических умений студентов: 1) гностические умения: а) определить ведущие мотивы овладения младшими школьниками английским языком; б) определить уровень функционирования психических познавательных процессов учеников начальных классов; в) определить уровень сформированности учебных умений выполнять упражнения разного типа, работать с раздаточным материалом и различными опорами, работать парами и группами разног состава; г) определить уровень сформированности речевых навыков и умений в сфере родного (у первоклассников) и английского (ученики 2-3 классов) языков; 2) организационные и коммуникативно-учебные умения: а) создавать доброжелательный психологический климат на уроке с учетом возрастных особенностей младших школьников; б) равномерно разделять внимание между учениками разных уровней (достаточный-недостаточный или высокий-средний-низкий) развития и подготовки; в) владеть педагогическим тактом в осуществлении индивидуального подхода к ученикам разных уровней развития и подготовки; г) установить атмосферу сотрудничества учеников разных типологических подгрупп; 3) конструктивно-планировочные умения: а) осуществлять целеустремленное формирование внутренних и внешних мотивов овладения английским языком у младших школьников; б) реализовывать целенаправленное развитие недостаточно функционирующих психических познавательных процессов учеников средствами английского языка; в) осуществлять целенаправленное формирование учебных умений младших школьников, необходимых им для успешного овладения английским языком на уроке и дома; г) реализовывать целенаправленное устранение пробелов в уровне сформированности англоязычных навыков и умений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *