Последние статьи

Приемы работы с лексикой на уроках немецкого языка

Шрифт:

Основная цель этой статьи — познакомить с зарубежным опытом преподавания немецкого языка, который связан с введением в процессе обучения новых, нетрадиционных форм работы учеников с лексическим материалом во время урока. К таким интересным, на наш взгляд, видам работы, которые стимулируют познавательную активность учащихся, относятся коллаж и работа с «вымышленными фигурами». Эти формы работы широко применяются в Германии для обучения немецкого в качестве иностранного, и при обучении немецкому языку в Португалии, США, Испании.


Под коллажем понимают часть процесса обучения, которая включает работу над «осознанной» реорганизацией социального значения понятия и использование разнообразной актуальной на данный момент информации.

Коллаж может отображать:

  1. конкретные, определенные понятия, которые имеют «культурную» особенность в каждой конкретной стране (квартира, машина, цветы и т. д.);
  2. абстрактные понятия (любовь, свобода, вежливость и т. д.);
  3. действия (приветствовать, рассказывать, танцевать, путешествовать, и т. д.);
  4. социальные институты (вуз, школа, ресторан, семья и т. д.).

Главная задача работы над коллажем — это расширить потенциальные возможности учеников и «вокабуляра» во время самостоятельного поиска лингвистических, продуктивных решений.

Работа над коллажем является сложным процессом, состоящим из нескольких пошаговых этапов. В создании коллажа принимают участие микрогруппа из 3-6 учеников или группа.

Так, существует 6 этапов работы над коллажем.

1-й этап — это создание «ассоциограммы», основная задача которой визуальное раскрытие значение понятия с помощью воссоздания связей «ассоциации». Ассоциограмма — это как подспорье для дальнейшей работы над коллажем. Такая работа может происходить во взаимном сотрудничестве учителя и учеников, когда учитель называет понятие и запрашивает у учащихся информацию, данные о том, какие именно слова связаны (ассоциируются), по их мнению, с данным понятием. Затем учитель (или один из учеников) на доске зарисовывают раскрытое значение определенного понятия в виде схемы.

Ассоциограммы могут составляться учащимися и индивидуально. Однако, по мнению Б.-Д. Мюллера: «опасностью при такого рода работе является то, что учащиеся могут следовать зачастую чрезмерно субъективным представлениям о понятии».

Если же принимать во внимание то, что главная задача ассоциограммы это объективное отражение «социального значения слова», то будет разумно все ассоциограммы, которые были составлены индивидуально, обсудить коллективно в группе.

2-й этап — это подбор материала. Ученики в домашних условиях подбирают различные фотографии, карикатуры, тексты, вырезки из газет, и т. д. по заданной теме. Свои собственные впечатления, мнения и сообщения по проблематике, которая была предложена, учащиеся пишут на листках бумаги не очень большого размера. После этого учитель исправляет языковые ошибки, которые могут встречаться, и затем весь подобранный материал собирают в папку для работы в дальнейшем на занятии.

3-й этап — это обсуждение определенного материала в «микрогруппах». На этом этапе ученики обсуждают, как нужно расположить материал, чтобы выделять самую важную информацию, которая отражает сущность определенного понятия. Информация располагается в направлении от центра к периферии по степени важности и значимости для раскрытия значения понятия.

4-й этап — это оформление коллажа. Каждая группа учеников наклеивают отобранные тексты (карикатуры, фотографии и т. д.) на плакат (ватманский лист бумаги, таким образом оформляет свою «стенгазету».

5-й этап — это обсуждение коллажей в классе (защищают свой проект). В каждой микрогруппе ученики выбирают одного представителя, который излагает главную идею созданного коллажа. И при этом очень важно, чтобы тот, кто говорит от каждой группы смог объяснить, почему был выбран именно тот или другой текст, та или другая фотография.

6-й этап — это оценка проекта учащимися и учителем. Проект оценивается исходя из следующих критериев: 1) адекватность отражения социального значения понятия, 2) степень информативности, и 3) дизайн.

Шестой этап самый важный, когда ученики могут сообща обсудить творческую работу своих одноклассников, поспорить, выслушать мнение оппонентов, высказать свою точку зрения по предложенной проблематике.

Б.-Д. Мюллер предлагает несколько типов коллажей:

  1. Простой коллаж («солнышко»). Работа над данным типом в основном описана выше.
  2. Коллаж «белые пятна». Работа над этим коллажем аналогична в основном работе над коллажем «солнышко». Особенностью является то, что ученики, когда его изготавливают, осознанно оставляют пропуски на листе там, где могла бы быть конкретная информация, и во время обсуждения в классе (5-й этап) выясняют у своих одноклассников, что, по их мнению, нужно бы было поместить вместо этих «белых пятен».
  3. Коллаж «закрытое ядро». В данном случае коллаж изготавливается учителем, оставляется «центральное место» (понятие, которое требует расшифровки) пустым или закрытым. Цель микрогрупп школьников состоит в том, чтобы определить (угадать), основываясь периферийной информацией, какое понятие было закодировано учителем в данном коллаже. При этом возможны разнообразные варианты ответов.

    Очень хорошо в подобного рода коллажах зашифровывать страноведческие понятия, такие, как: Австрия, Рейн, Германия, Берлин, с тем, чтобы предоставить учащимся возможность в «аргументированном объяснении» своей версии опереться на уже пройденный материал по конкретной теме.
  4. Коллаж «вспышка». Этот коллаж используется прежде всего при работе над определенным, конкретным текстом. Ученики должны попробовать выбрать из текста «социальное значение» определенного понятия. На третьем этапе работы (обсуждение в микрогруппе) ученикам необходимо выявить в тексте максимальное количество данных, информации, которые освещают данное, определенное понятие, и по возможности дать наиболее широкую его интерпретацию. такие коллажи можно успешно применять на уроках домашнего чтения при работе с факультативным курсом немецкой литературы.
  5. Коллаж «со сменяемым центром». При работе над данным коллажем на последнем этапе работы (6-й этап – это оценка самого проекта) учитель заменяет понятие, которое находится в центре, на другое, которое не всегда аналогичное. И замена центрального понятия требует от учащихся изменения в расположении информации, а иногда удаления одних иллюстраций и замены их другими. Оформляя коллаж, не следует приклеивать информационный материал клеем, лучше воспользоваться иголочками или липкой лентой, чтобы учащиеся могли действовать более мобильно. При обсуждении учителю следует организовать дискуссию так, чтобы школьники могли доказать или опровергнуть родственность (аналогичность) обоих понятий и затем обсудить их «семантические» связи.

Все перечисленные выше типы коллажей могут быть широко использованы при обучении немецкому языку как на среднем, так и на старшем этапе. Подобная групповая работа активизирует учебный процесс, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность у школьников, дает им возможность по расширению своих представлений об изучаемом предмете, и, в конечном счете позитивно сказывается на уровне их «обученности».

Другим, таким же интересным приемом обучения является работа с «вымышленной фигурой». Этот прием предоставляет учителю целый ряд возможностей осуществлять коммуникативно-направленный процесс обучения, не отказываясь при этом от программного материала. Исходным моментом подобной работы является «создание вымышленной модели немецкого гражданина». Работа может проходить и в микрогруппах, и индивидуально, все зависит от целей, которые поставлены перед самим учителем. Создание модели вымышленной фигуры и последующая работа с ней могут занимать от 2 до 10-12 уроков. На первых уроках учащиеся знакомятся с вымышленным гражданином Германии и придумывают ему имя, фамилию, соответственно – пол; возраст, место проживания и социальный статус. Единственное ограничение, к которому можно было бы прибегнуть, — возраст модели в соответствии с темой и возрастом учащихся. Так, рассматривая тему «Профессия» (9 класс), следует нижнюю возрастную границу обозначить 18 годами, когда граждане Германии начинают профессиональную деятельность, а при работе над темой «Школа в Германии» (10 класс) «вымышленная модель» не должна быть старше 19 лет. Таким образом, учащиеся создают широкий спектр «вымышленных моделей» с разнообразной биографией и территорией проживания. Особенно уместно применение этого дидактического приема при изучении тем «Германия» (10 класс), «Австрия» и «Швейцария» (11 класс), когда учащиеся могут на уроках обобщающего повторения, используя свои знания и опираясь на карту изучаемой страны, создать своего рода мини-популяцию стран, говорящих на немецком языке. На последующих уроках школьники расширяют свои знания о городах, в которых живут их «модели». Знакомясь с политическим устройством стран изучаемого языка и политическими партиями, учащиеся могут пополнить биографию своих «знакомых» сведениями об их политической ориентации, участием в выборах.

После подобного рода подготовительных занятий, когда «вымышленная фигура» становится «вполне жизнеспособной», можно «симулировать» взаимоотношения моделей – они могут писать друг другу письма, неформально общаться друг с другом по различным темам и в различной форме, например вести телефонный разговор, беседу, дискуссию, спорить.

У данного методического приема целый ряд преимуществ: 1) он может широко использоваться во время обучения различным лексическим темам; 2) обладает достоинствами «ролевой игры» и предоставляет учащимся возможность пофантазировать, развить творческие способности; 3) гибкое применение модели по данному методу стимулирует «познавательную активность» учеников (особенно во время изучения страноведческого материала).

Можно надеяться на то, что оба вышеописанных приема (коллаж и «вымышленная фигура») найдут применение на уроке немецкого языка и могут быть использованы творчески работающим учителем для повышения мотивации и реализации развивающей цели обучения, как на старшем, так и на среднем этапе при углубленном изучении предмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *