Последние статьи

Обучение аргументированному высказыванию на факультете иностранных языков педагогического института

Шрифт:

Данная статья, знакомящая читателей с основными приемами аргументирования и упражнениями по овладению этими приемами, представляет интерес, как для преподавателей педагогических институтов, так и для учителей средней школы. Включенные в статью рекомендации способствуют развитию умения говорить логично и убедительно, что является важной характеристикой речи учителя, без которой он не сможет осуществить свои профессиональные задачи – учить и воспитывать школьников. Аргументированному высказыванию необходимо обучать не только в вузе, но и в средней школе, для чего учитель может использовать на уроке и во внеклассной работе элементы предложенных упражнений, адаптируя их в соответствии с нуждами и знаниями своих учеников.

За последние годы в русле коммуникативного подхода в советской и зарубежной методике разработано много интересных приемов для развития навыков и умений устной речи на практических занятиях по иностранному языку. В практику преподавания прочно вошли ситуативные диалоги, ролевые игры, дискуссии и обсуждения, во время которых учащиеся наряду с языковыми навыками и умениями развивают основы логистического мышления, способность высказывать и отстаивать свое мнение.

В то же время, несмотря на имеющиеся исследования, опыт преподавания английского языка в педагогическом институте даже на старшем этапе обучения показывает, что зачастую студенты не умеют последовательно и убедительно аргументировать свою точку зрения, подменяют логику рассуждения бездоказательными утверждениями, эмоциональностью высказывания. Данный факт приводит к выводу о том, что навыки аргументирования отражают степень развития логического мышления и нуждаются в кропотливой тренировке.

Аргументирование является, безусловно, умением высокого порядка, своего рода искусством, в котором важны как манера поведения, умение общаться с аудиторией, дикция, так и правильная оформленность речи. В то же самое время основой аргументирования является логика, и как бы правильно ни была оформлена наша речь, как бы ни была она эмоциональна и выразительна, форма не может заменить содержания, а именно грамотно построенного доказательства. Таким образом, перед преподавателем иностранного языка встает двойная задача: с одной стороны, обучать студентов навыкам правильного оформления своих мыслей на иностранном языке, а с другой – развивать у них логическое мышление, умение последовательно и убедительно доказывать свою точку зрения.

Использование упражнений для обучения аргументированному высказыванию повышает эффективность занятий, их воспитывающую роль. Введение элементов соревнования, вынесение на обсуждение наиболее близких для данной аудитории проблем усиливают интерес к занятиям. Привлечение молодежи к анализу важнейших вопросов идеологической борьбы, жизни общества в период перестройки, проблем искусства и образования способствует воспитанию у них гражданственности, принципиальности, активной жизненной позиции.

Обучение аргументированному высказыванию на факультете иностранных языков педагогического института имеет особое значение: оно помогает формированию необходимых для будущих учителей навыков общения с аудиторией, а также развитию тех основных умений, которые нужны для ведения контрпропаганды, политических диспутов и дискуссий не только на иностранном, но и на родном языке.

Основой правильного построения доказательства является его структура, которую можно свести к трем основным частям: тезис – аргументы и их иллюстрация – заключение.

Для определения тезиса необходимо, прежде всего, поставить перед аудиторией проблему, в процессе решения которой высказываются различные точки зрения. Данная проблема может быть предложена в готовом виде, например: Can cinema be regarded as a kind of art, like theatre, painting and music? Или The generation gap: does it really exist?

Однако гораздо полезнее предоставить студентам самостоятельно определить спорную проблему, предложив им выдержки из текстов, статей, рассказов дискуссионного характера, в результате анализа которых делается некоторый вывод, например: What we have to decide is whether cinema is a kind of art or not.

Четко сформулированная позиция по спорной проблеме и представляет собой тезис, который в дальнейшем предстоит доказывать, например: Cinema is a kind of art, like theatre, painting or music.

На начальном этапе работы аргументы (так называемые for and against) предлагаются студентам в готовом виде, для того чтобы заставить их размышлять о поставленной проблеме. С этой целью учитель английского языка может использовать, в частности, известную книгу Л. Алегзандера. Например:

Television is doing irreparable harm because

1) Before television came into our homes we used to enjoy civilized pleasures, go to the theatre or see our friends;
2) We used to spend more time in the open air, enjoy sporting events;
3) We used to read more books and get some information at first hand, etc.

Предложенные аргументы могут сопровождаться следующими заданиями:

Study the given arguments and define the strongest one (from the point of view of a parent, a teacher, a doctor).

Support the given arguments with the arguments of your own.

Decide upon the best order of the points. Give your reasons. (Mind that the strongest point should come last).

Для того чтобы аргументы звучали более убедительно, их необходимо снабдить иллюстрациями. Разумеется, обширный материал для иллюстраций может быть представлен студентами на основании их собственного жизненного опыта, повседневных наблюдений. В то же время обучаемым можно предложить заранее подготовиться к обсуждению проблемы: поговорить со своими однокурсниками и/или родителями с целью выяснения их точки зрения, подобрать статистические данные из статей, книг и т. д.

Анализ и иллюстрации предложенных в готовом виде аргументов на последующем этапе работы уступают место самостоятельному поиску студентами аргументов для доказательств своей точки зрения. При этом основой аргументации являются рассуждения по методам индукции, дедукции и аналогии.

Как известно, под индукцией понимается доказательство некоторого общего закона или правила на основании отдельных взаимосвязанных фактов и положений. Частным видом индукции является доказательство на основе примера, поскольку в данном случае на базе некоторого типичного, как мы считаем, факта делается обобщение, доказывается закон или правило. Так, многие зрители, посмотревшие фильм «Чучело», поставленный Р. Быковым, по методу индукции сделали вывод о том, что жестокость является характерной чертой современных подростков.

Аргументация по методу дедукции предусматривает движение от общего закона к частным выводам, его последствиям и результатам. Например, по методу дедукции были выведены аргументы против телевидения, взятые из вышеупомянутой книги Л. Алегзандера.

Доказательство по аналогии основано на перенесении некоторого общего закона, верного для одного класса явлений, на другой класс явлений, схожий с первым. Так, противники фильма «Чучело» говорили о возможных отрицательных последствиях показа жестокости на экране, ссылаясь на то, что изображение сцен насилия в зарубежном кино приводит, как известно, к росту детской преступности.

Для тренировки навыков аргументирования по одному из данных методов могут быть предложены следующие виды упражнений:

Examine the statements below and decide what method of reasoning is used in case of each. Be ready to prove your point of view:

a) Cinema is no more an art than a passport photographer is an artist. (analogy)
b) Television turns children into non-readers. (deduction)
c) This film reveals the new tendencies in the social development of our society. (induction)

Study the items given below. Is one the cause of the other? Have they no real connection? Be ready to make a complete explanation of each:

TV – lack of communication between people;
TV – lack of time for physical exercises;
TV – bombardment by information.

Make a collection of significant facts which you have observed about your fellow-students’ TV-viewing activities. From these facts try to draw up a general statement which will include all of them, or find a law which will cover all of them.

Think out a general statement which is true of all teenagers, or a law, a rule. Think of all the possible results of the existence of this law.

Compose a statement advocating a change or improvement in your foreign-language programme. What results should follow if this were to be put into actual operation?

Prepare a bright, attractive argument by example to give in class. Mind that your example should be strong and evident enough to prove the existence of a general truth or a law.

Think over the point of resemblance in the cases mentioned below. Then prepare an argument based on the analogy between the members of each:

a school to family;
cinema to theatre;
nature to an individual.

By which method of reasoning would you attempt to prove the statements below? Which method would be best? Why?

Children nowadays don’t play the way they used to play in the fifties.

Cinema and television are the main challenges to theatre nowadays.

В процессе аргументирования очень часто приходится опровергать чьи-либо доводы; при этом правильно построенный аргумент опровергнуть сложно. Таким образом, навыкам опровержения нужно специально обучать.

Материалом для такого обучения являются статьи зарубежных критиков и идеологов по вопросам искусства, образования, социального развития и т. д. Их основные тезисы и аргументы определяются самими студентами после знакомства с предложенными статьями. Говоря в общем, опровержение осуществляется двумя основными способами: мы можем поставить под вопрос истинность фактов, предложенных в аргументах противника, или же выявить ошибки в его рассуждениях. Рассмотрим, например, один из аргументов буржуазных критиков в защиту изображения актов насилия на экране: Lots of Americans grew up on shoot’em Westerns and didn’t become violent.

В данном случае мы, безусловно, должны поставить под вопрос истинность приведенного факта.

Refutation. Unfortunately lots of them did. Otherwise how can you account for the growing crime rate in the country? (Some figures would be useful.) It is also a well-known fact that the pattern of the crime shown in a thriller becomes a regular pattern in real life.

В большинстве случаев, однако, необходимо выявить ошибки в рассуждениях противника и привести аргументы в защиту своей точки зрения. При этом, если доказательство было построено противником по методу индукции (от частных случаев к общему закону или правилу), имеет смысл задать себе следующие вопросы.

Являются ли приведенные случаи типичными или, наоборот, их можно рассматривать в качестве исключений?

Можем ли мы быть уверены в отсутствии примеров, доказывающих противоположное? Если нет, то как многочисленны эти примеры?

Какова вероятность того, что выведенный общий закон (правило) справедлив?

В качестве примера рассмотрим опровержение заключения об общей жестокости подростков, которое было сделано рядом зрителей после просмотра фильма «Чучело».

Refutation. Our opponents claim that the painful case shown in the film testifies to the cruelty of teenagers. We disagree entirely. Our opponents have ignored the principal reasons why such events were made possible. And the reasons are the indifference of the school authorities to the atmosphere in the class, the absorption of the parents in their own private life and problems, and the inability of young people to create a true collective in the class. The film-makers wanted to draw our attention to these facts. But let me ask you: is the case shown in the film typical? And the answer is absolutely “no”. we can show you evidence sufficient to prove the opposite: the sensitivity of the teenagers to cruelty and injustice, their desire to protect the weak and the oppressed. (Give examples.)

Если аргументация противника построена по методу дедукции (от общего закона к порождаемым им явлениям), опровержение может опираться на следующие моменты.

Действительно ли данное явление порождено указанной причиной или оно существовало и раньше?

Не существует ли другой причины или общего закона, порождающего данное явление?

Примером может служить опровержение следующего утверждения: TV is to blame for the alienation of people in capitalist society.

Refutation. Our opponents claim that television prevents normal communication between people and brings about the alienation of individuals. We agree that the alleged alienation really exists. But can we blame it on TV? We fail to see the logic of this reasoning. First: the alienation of people in the capitalist world used to exist before television made its first appearance. Take the stories by O. Henry about people lonely and isolated, locked in their small apartments in the big cities. Second: there are other forces much more powerful than television resulting in the antagonism and isolation of people in the capitalist world, and they are: social inequality and severe competition, the lack of stability and the pressures and stresses of urban life. (Enlarge on these reasons, give illustrations.)

Опровержение аргумента, построенного по методу аналогии, основывается на следующих вопросах.

Является ли сравнение справедливым и полномочным?

Имеет ли сходство большее значение для сути явления, чем различие?

В качестве примера рассмотрим опровержение следующего утверждения: What’s wrong about showing violence on the screen? Some plays by Shakespeare are extremely violent, but nobody doubts their value.

Refutation. And that is certainly true. But our opponents have made a decidedly wrong comparison of the great plays by Shakespeare and the cheap stuff of horror films and Westerns produced by the modern western film-studios. We certainly agree that evil and cruelty should be exposed while they exist. But the task of a great artist is to show the causes bringing them about, the motives underlying them, the moral sufferings they bring about, the ways to fight them. Thus, exposing evil, Shakespeare advocates humanistic ideals and values. As for the western film-makers, they very often have their financial interest at heart, appealing to the worst side of the human nature, advocating violence for violence’s sake. (Enlarge on the point, give examples.)

Существуют и специальные методы опровержения. Остановимся на двух таких методах, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными.

1. Reducing to Absurdity:

Argument. A TVless household is certainly the best way out. We must not forget that in the past the inability to convey immediate experience to others made the use of language possible. When communication can be achieved by pointing with the finger, the mouth grows silent, the writing hand stops, and the mind shrinks.

Refutation. Our opponents have aroused our sympathy by drawing the future of mankind in dark colors. Indeed, why not throw out the box? It hampers the development of our speech. But then certainly we should get rid of the cars which prevent us from walking, the computers which prevent us from thinking. Why cook food? Our teeth used to be better when we ate raw food! In other words, let’s get rid of all the achievements of the long progress of mankind and start anew to develop ourselves from the apes to human beings!

2. Turning the Tables (taking over the argument of your opponent and showing that it tends to prove not his case but yours):

Argument: Violence is welcomed on the screen because it serves as a safety valve for the potential aggression of the viewer.

Refutation. That’s the point. In fact it really makes way for potential aggression that’s why the youngsters in western countries, on leaving the cinema, tend to imitate fist fights and karate chops in real life.

От отдельных упражнений, выполняемых в аудитории фронтально, преподаватель переходит к организации дебатов, в ходе которых каждый из участников, выступающих «за» (the affirmative) или «против» (the negative) по избранной проблеме, аргументированно излагает свою точку зрения. В сжатой форме структура его выступления (brief) может быть представлена в следующем виде. В начале выступления следует сделать краткое вступление, раскрывающее важность и актуальность обсуждаемой проблемы; в отдельных случаях может понадобиться уточнение некоторых понятий или их определение. После этого выступающий четко формулирует свой тезис иприводит кратко и сжато свои аргументы. Затем необходимо вернуться к каждому из аргументов, последовательно раскрыть и проиллюстрировать его. Заключение выступления обязательно содержит повторение исходного тезиса; сюда же можно включить предполагаемые контраргументы противника и сформулировать их опровержение; можно также использовать обращение (appeal) к аудитории с целью усиления воздействия на слушателей.

В качестве примера приведем выступление по следующей проблеме: Is television good or harm to children?

The Affirmative Brief. Television nowadays, its role and responsibility, are being widely discussed as it has really become one of the most important mass media. (Enlarge on the point.) I am sure that television is doing a lot of good to children because first it is invaluable for the information it provides, second it has vast educational opportunities, third… (Enlarge on the point.)Now for my first point that television has great informative value. There can be no possible doubt that… (Enlarge on the argument, give illustrations.) Now for my second point… We have seen that 1) … 2) … 3) … Thus it is clear that television is one of the most valuable achievements of our century as far as children are concerned. Our opponents will doubtlessly claim that… (Anticipate their arguments.) But is it solely the television which is at fault? Give your refutation. Of course television is a hard test of our wisdom: either we can use it, or it can use us. (Make an appeal to the audience to use television for their best benefit and enrichment.)

Дебаты могут быть организованы по-разному. Например, на начальном этапе работы отдельные участники высказывают свою точку зрения (не вступая в спор друг с другом), а в заключение слушатели отвечают на следующие вопросы: Which of the speakers was more effective? Which side is the right one? И т. п., обязательно аргументируя свой ответ. Или по окончании каждого из выступлений слушатели задают вопросы выступающему с целью получения дополнительной информации, опровергают высказывание положения, формулируют свою точку зрения. На продвинутом этапе обучения можно предложить проведение дебатов по командам (two-to-two or three-to-three debate). По нашему мнению, такими же способами классный руководитель может организовать диспуты и дискуссии, которым, к сожалению, уделяется недостаточное внимание при проведении внеклассной воспитательной работы в средней школе.

В заключение отметим, что рамки данной статьи позволяют познакомить читателей лишь с основными рекомендациями по обучению аргументированному высказыванию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *