Последние статьи

К вопросу о конкретных речевых реализациях

Шрифт:

В конкретных речевых реализациях типовые языковые модели предложений часто видоизменяют свою внешнюю и внутреннюю структуру. Употребление разных вариантов языковых моделей предложений – одна из сфер грамматики речи. Кроме этого к области грамматики речи относятся и объединения (поля) единиц разных уровней языковой системы, которые используются для выполнения одинаковых семантических функций. Представленные вне конкретных употреблений, функционально равнозначные единицы, входящие в состав таких объединений, различаются в структурном плане (как единицы разных уровней языковой системы: это могут быть единицы фонетические, лексические, морфологические, синтаксические). Функциональная общность этих единиц послужила основой для разработки одного из направлений функциональной грамматики.

В ситуациях реализации речевого акта значимость и структура языковой единицы иногда сохраняются, а иногда значительно изменяются, поэтому очень важно знать потенциальные возможности единиц системы языка в условиях речевых реализаций.

Одна из главных причин, порождающих отступления от структурных моделей предложения – эмоционально-оценочный элемент, характерный для речевого акта.

  1. Часто встречается наращивание предложения за счет повтора слова или группы слов, составляющих эмоциональный центр высказывания.
  2. Прием антиципации (предварения) смещает акцент в направлении логического, а не эмоционально-оценочного выделения.
  3. Свертывание простого предложения за счет эллипса. В таких примерах опускается глагол-сказуемое, присутствие которого в языковых моделях является обязательным.
  4. Свертывание одной из частей сложного предложения, в результате чего, например, первая часть сложного предложения доходит до пределов одного слова, которое и становится смысловым ядром высказывания.

Свертывание способно привести к опущению главных членов предложения и сделать смысловым ядром высказывания наречие, часть речи, которая по структурной схеме предложения относится к числу второстепенных, обстоятельственных, членов предложения.

Одночленное номинативное высказывание может сочетаться с двучленным глагольным в рамках сложного комплекса.

Тон, мимика, жесты придают устной речи особую выразительность, в определенной степени компенсируют некоторую «недостаточность» структурной организации. Этим можно объяснить значительное количество примеров наращивания и свертывания высказываний в речи достаточно образованного человека, который описывает какое-либо происшествие.

Чередование полных и неполных синтаксических конструкций, специфическое выделение узловых моментов и т. д. создают впечатление о выражении мысли по мере ее формирования и о стремлении говорящего достигнуть максимальной выразительности. В таком случае часто опускаются отдельные слова или фрагменты конструкций, но подчас сохраняется внешняя форма типовой модели. В речи широко используются высказывания с разрывом внешней структуры языковой модели. В подобных высказываниях происходит смысловое смещение частей. Вторая часть становится присоединительной. Последняя самостоятельная часть альтернативного вопроса может превращаться в добавочный смысловой компонент. Линейное следование частей отражает ход размышления говорящего. Но бывает и дистантное (раздельное) расположение присоединительного предложения по отношению к основному. В этом случае теряется представление об исходной типовой структуре предложения.

Говорящий может допустить возможность действия, о котором шла речь в первом вопросе. После этого он присоединяет новый вопрос, высказав еще одно предположение.

Промежуточное положение между собственно речевыми реализациями и моделями языковой системы занимают конструкции, сохраняющие в речи лишь внешние схемы последних. Это можно показать на примерах вопросительных высказываний сопоставительно с вопросительными предложениями.

Рассмотрим потенциальные возможности реализации целевой установки в речи на примере общевопросительных предложений (этот вопрос наименее освещен в лингвистических работах).
Коммуникативно вопросительное предложение ориентировано вперед, на дальнейший ответ. Вопрос побуждает к развертыванию контекста. Для общевопросительных предложений, где вопрос относится к содержанию всего предложения (по мнению некоторых лингвистов, — к глаголу-сказуемому), обычно прогнозируются утвердительный или отрицательный ответы. Возможность данных ответов соответствует содержанию общих вопросов в типовых моделях системы языка.

Но могут быть ответы вероятные или возможные «с точки зрения того, кто говорит». Для прогнозирования ответа имеет значение наличие или отсутствие в вопросе приглагольного отрицания.

Приглагольное отрицание в общем вопросе теряет свою категориальную функцию, не обозначает семантическую разъединённость, имеющую место в действительности, а служит для передачи отношения говорящего к содержанию вопроса.

Реализация потенциальных (системных) возможностей общевопросительных предложений в аспекте целевой установки – лишь один из вариантов функционирования этих высказываний в речи. Структурные варианты общих вопросов с прогнозируемыми ответами могут образовываться при помощи различных средств грамматики речи. В этих вопросах сохраняется прямой порядок слов (непредусмотренный в типовых конструкциях языковой системы).

Изучение основной функции вопроса как типовой (системной) единицы и возможностей коммуникативного варьирования необходимо для ее субфункций; на этом факторе построены такие стилистические фигуры, как риторический вопрос, косвенный вопрос, переспросы.

Очередная главная причина, порождающая различия между структурой языка и ее реализацией, — активизация в речи под влиянием многочисленных факторов скрытых потенциальных возможностей единиц языковой системы.

Поле функционально равнозначных, но разноуровневых элементов в языковой системе, представляет одну из форм организации единиц в грамматике речи.

В семантическом содержании разноуровневых элементов, объединенных в одно функциональное поле, надо различать системные значения и речевые значения, выявляемые при изучении функционирования этих элементов. Так, в функционально-семантическом поле отрицания – утверждения четко выражена форма отрицания, утверждение же не выражено равноценной формой. На пути от отрицания к утверждению располагается приглагольная форма ограниченного утверждения, значение которой сводится к выделению одного понятия среди однородных (подразумеваемых или выраженных), т. е. один элемент однородного ряда утверждается, другие отрицаются.

В оценку субъекта речи говорящий вносит коррекцию. При логико-грамматическом выделении при помощи ограничения в речи выявляется оценка говорящим процесса, субъекта речи, ее объекта и т. д. в состав синтаксической категории отрицания (исходной по отношению к категории ограничения) входят сложные и простые формы, имеющие разное речевое употребление. Доминативная форма сложного отрицания включает только сему отрицания. Общепризнана тенденция опускать в разговорной речи первую часть сложного отрицания.

Часто встречается одновременное использование одноуровневых и разноуровневых элементов одного функционально-семантического поля, но для выражения других, не свойственных им первоначально значений. Так, общий семантический признак отрицания не сохраняется в случае так называемого двойного отрицания. Признано, что в языке утверждение и двойное отрицание не равнозначны. Иногда вообще трудно заметить высказывание с двойным отрицанием соответствующей утвердительной конструкцией.

Двойное отрицание представляет собой разновидность речевого использования отрицательных средств в несобственной функции для передачи экспрессивного отношения говорящего к содержанию сообщения. Это отношение выражает смягченное утверждение или же подчеркнутое утверждение.

Расширенное использование речевых форм, т. е. увеличение потенциальных возможностей языковых моделей, значительно увеличивает число функционально равнозначных средств. В грамматике речи они объединяются на основе семантического, а не структурного признака.

Грамматика речи – это обширная область существования языковых элементов, которая имеет свою системную организацию. Система грамматики речи и языковая система связаны целым рядом переходных форм.
В практике обучения языку функционально-семантические объединения элементов могут оказаться полезным для обобщения языкового учебного материала в функциональном плане речевого общения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *