Последние статьи

Дистантное обучение

Шрифт:

Дистантное обучение (ДО) — это достаточно новая специфическая система и форма обучения на расстоянии, основанная на применении современной компьютерной, информационной и телекоммуникационной технологий, которая предназначена, главным образом, для образования и обучения, проводимых соответствующей учебной организацией путем предоставления учащемуся практически любых учебных услуг, в первую очередь, доступа к удаленным учебно-информационным ресурсам и возможности особой коммуникативной деятельности. Целый ряд зарубежных университетов (например, британские — Лондонский, Манчестерский, Бирмингемский, Открытый (Open University)); американские — университеты Орегона, Филадельфии, Южной Каролины; австралийский — Сиднея и др.) предлагают высшее образование, специальную подготовку и даже ученую степень магистра по разным специальностям, в том числе по преподаванию английского языка как иностранного, без физического присутствия студента в стенах учебного заведения. Появились многочисленные публикации на эту тему. Все чаще проводятся крупные научные конференции, собирающие многочисленных ученых и практиков из многих стран.

Наиболее активно в данном направлении работают Англия, Голландия и США. В нашей стране использование телекоммуникационной технологии (ТКТ) в образовании находится в начальной стадии.
В самом общем виде ДО – это такое обучение, в котором ученик и учитель физически отделены друг от друга. При этом важно разграничить понятия «дистантное образование», «дистантное обучение» и «дистантное учение».

Дистантное образование – это полноценное образование, например, высшее, предоставляемое учащимся на расстоянии посредством средств ТКТ. Дистантное обучение предполагает распространение обучающих программ с помощью средств ТКТ, в то время как дистантное учение преследует цель дать возможность любому человеку, нуждающемуся в определенном образовании или профессиональной подготовке в той или иной области, получить все необходимые условия, материалы и средства для самостоятельного достижения поставленной цели. В принципе, учитывая задачи данной формы обучения, во всех трех случаях имеется в виду обеспечение потребности современного человека в учении. Тем не менее, в данной работе мы придерживаемся наиболее употребительного у нас термина – дистантное обучение (ДО).

Дистантное обучение стало сегодня популярным термином, обозначающим различные виды обучения, осуществляемые на расстоянии с помощью средств телекоммуникации. Более точно дистантное обучение – это система и форма образования/обучения/учения, характеризующаяся следующими признаками:

  1. физическим разделением учащегося и учителя по расстоянию и по времени;
  2. организацией доступа учащихся к разнообразным удаленным учебно-информационным ресурсам;
  3. наличием организованной программы обучения;
  4. использованием современной технологии обучения;
  5. возможностью для учащего коммуникации с учителем и другими коммуникантами.

ДО, по мнению ряда ученых и администраторов, в том числе украинских, становится одним из ведущих компонентов современного общества и одной из главных форм образования.

Причины, побуждающие человека учиться в системе ДО:

  • невозможность регулярного посещения занятий в учебном заведении;
  • желание студента учиться в индивидуальном режиме, самостоятельно выбирая предмет, курс, учебные материалы, методы, время занятий и темп учебы;
  • необходимость для любого учащегося и, особенно, специалиста в доступе к многочисленным и разнообразным источникам информации: библиотекам, банкам данных, учебным заведениям, а также преподавателям или экспертам в определенной области.

ДО должно совместить две противоречивые тенденции: с одной стороны, предложить учащемуся неограниченный доступ к учению (учебным материалам, курсам, консультантам), позволяя ему самостоятельно выбирать и использовать любой дидактический продукт; с другой, обеспечить полноценное обучение или образование, обеспечивающее достижение обучаемым определенного желаемого конечного результата. Это противоречие в системе ДО можно устранить путем сочетания свободного выбора учебных материалов с обязательным изучением того курса, который удовлетворяет учащегося, соответствует целям и уровню его подготовки и, одновременно, официально аккредитован.

Телекоммуникационная технология находит применение как в вузовской, так и других системах образования. Главная задача ТКТ в том, чтобы охватить в курсе, читаемом одним преподавателем, как можно большее количество учащихся. Основные цели использования новой технологии обучения, опирающейся на ТКТ:

  1. Повышение эффективности предъявления учебной информации.
  2. Обеспечение коммуникации между студентом и преподавателем.
  3. Предоставление возможности коммуникации между студентами.
  4. Обеспечение доступа к учебным и другим информационным ресурсам.

В открытом ДО учащиеся могут выбирать то, что они хотят изучать; использовать те методы и приемы, которые им больше подходят или нравятся; заниматься в то время, в том объеме и с той скоростью, которые им больше подходят; самостоятельно определять цели и задачи учения; управлять процессом учения, то есть самостоятельно оценивать свою деятельность и результаты учения; индивидуально общаться с преподавателем.

Учитель в ДО может управлять большим числом учащихся, чем в классе; использовать в обучении больший набор дидактических средств; оказывать целенаправленное, избирательное и более эффективное воздействие на каждого отдельного ученика; вести индивидуальный диалог с каждым учащимся; оперативно пополнять, изменять и совершенствовать свой банк дидактических материалов и методы обучения.
Педагог, наконец, получает возможность постоянно знакомиться с новыми идеями и методами педагогической деятельности, обмениваться опытом, совершенствовать свое педагогическое мастерство, вступать в общение с коллегами и научно-методическими центрами, находящимися в своей стране и за рубежом, кооперироваться с заинтересованными лицами и организациями для выполнения научно-исследовательской и методической работы и т.д.

Наряду с достоинствами ДО следует указать и на его недостатки: в нем затруднено общение с преподавателем из-за необходимости согласовывать время общения по причине задержки ответа и отсутствия непосредственного визуального контакта; отсутствует «живая» групповая учебная деятельность; отсутствует «живой» контроль и неформальная вербальная текущая оценка; не возникает «человеческих» взаимоотношений ученика с учителем. Эти недостатки компенсируются либо путем включения ДО в существующую систему обучения, либо организацией в системе ДО периодических «живых» форм обучения, в которых происходит групповая учебная деятельность под руководством преподавателя – так, как это делается, например, в заочном обучении.

Кроме перспективы для любого человека получить образование и обучение на расстоянии, ЭП и, особенно, Интернет предоставляют уникальную возможность доступа к мировым информационным ресурсам: учебным, справочным, научным и другим материалам в библиотеках, архивах, банках данных, находящихся в разных странах. Эти материалы могут быть получены в виде текста, а в Интернете – и фонограмм, видео и компьютерных программ.

Обработка информации – одна из целей и, в то же время, один из методов изучения иностранного языка. Подготовка студентов вуза к поиску и обработке информации, самостоятельному приобретению знаний становится одной из актуальных задач современного образования. Обработка информации включает в себя чтение текстов газетных и журнальных статей, специальных трудов и художественных произведений, прослушивание радио и просмотр телепередач; это также участие в беседах, разговорах и переговорах. Все это осуществляется ради извлечения нужной человеку информации.

Поиск информации традиционным способом – путем работы в библиотеке с каталогом и книгами – чрезвычайно трудоемкий процесс. Интернет предоставляет более совершенный и легкий путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *