Последние статьи

Дидактические возможности

Шрифт:

Дидактические возможности дистантного обучения иностранным языкам

В конце двадцатого века во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных институтах общества наблюдаются радикальные перемены. Высшее образование как один из этих институтов испытывает на себе влияние этих перемен, пожалуй, в еще большей степени, чем другие, т.к. оно отражает в себе текущее состояние всего общества.

Одна из причин этих перемен – все ускоряющееся развитие технологии, проникающей во все сферы нашей жизни. Новые технологии – прежде всего информационные, компьютерные и телекоммуникационные не только влияют на характер процесса трансформации мировой цивилизации, но и порождают массовую потребность в учебе и постоянном повышении квалификации представителей практически всех профессий, тем самым вызывая изменения в форме и содержании обучения. Мы наблюдаем возникновение новых дидактических концепций «пожизненного» (life-long) или «непрерывного» (continuous) образования, индивидуализированного, «персонализированного» и автономного образования, образования «вне времени и пространства», которые позволят любому человеку получить любое образование вне традиционных учебных заведений в удобное для него время, по устраивающему его расписанию и учебному плану. Одновременно появляются новые средства и методы обучения.

В происходящих сейчас переменах в образовании можно выделить следующие тенденции:

  1. Современные общество все чаще называют информационным в силу интенсивной информатизации практически всех видов человеческой деятельности. Система образования, стремясь удовлетворить растущие запросы общественно-экономического развития общества, расширяет круг специальностей по информатике и вводит соответствующую подготовку по дисциплинам этой отрасли для представителей широкого круга профессий, с одной стороны, и, в то же время, использует достижения новых технологий для совершенствования образования и профессиональной подготовки путем их внедрения в учебный процесс, с другой. Эта тенденция находит отражение в учебных планах и программах вузов. Так, в 80-е годы всем студентам языковых педагогических вузов преподавался курс «Технические средства обучения», теперь читается курс «Учебная информатика и ТСО» или «Основы учебной информатики и вычислительной техники».
  2. Вторая тенденция связана как с непрерывным развитием, так и с переплетением существующих наук, специальных знаний и технологий и возникновением новых на их стыке, что требует постоянного обновления и совершенствования профессиональной подготовки специалистов всех уровней. Существовавшие ранее отраслевые формы повышения квалификации, позволявшие с определенной периодичностью (как правило, один раз в пять лет) поддерживать уровень профессиональной компетенции специалиста на современном уровне развития отрасли, стали постепенно отмирать. Основных причин для этого три: высокая стоимость этого вида образования, его падающая эффективность и отставание от развития отрасли, где за пять лет сейчас происходят кардинальные изменения. В результате возникает потребность в новых, более эффективных, актуальных, постоянно действующих и экономических формах повышения квалификации. Термины «непрерывное» или «пожизненное» обучение и учение приобретают четкие контуры, разрабатывается соответствующая педагогическая теория.
  3. Третья тенденция вызвана изменениями в структуре и организации производства и сферы занятости населения: людям все чаще приходится менять не только специальность, но и профессию – возможность проработать всю жизнь в одном учреждении или на предприятии по одной специальности уменьшается для большинства людей с каждым годом. Это явление иллюстрируется в нашей отрасли на примере школьных учителей, особенно филологов: самый большой контингент студентов заочного отделения и ФПК КГЛУ – учителя средних школ – русисты, переучивающиеся на специальность учителя иностранного языка. Кроме того, появляется спрос на новые специальности, вызванный интернационализацией экономики страны и становлением рыночных отношений.
  4. Четвертая тенденция вызвана растущей сложностью, интенсивностью и насыщенностью жизни современного человека, с одной стороны, и его стремлением к более высокому качеству, доступности, удобству, гибкости и комфортности предоставляемых услуг, в том числе образовательных.

Все эти тенденции заставляют педагогическую науку искать новые формы, средства и методы обучения.

Параллельно с этими тенденциями все большее влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека оказывают средства массовой коммуникации, особенно телевидение, компьютерная техника и новые виды телекоммуникации. Все больше информации мы привыкаем получать или с экрана телевизора, или с экрана компьютера, особенно при его подключении к Интернету.

В свою очередь, новые технологии предоставляют средства, позволяющие обеспечить такое образование. Среди этих технологий (в отличие от технических средств обучения) выделяются две:

  1. Информационно-компьютерная технология (ИКТ);
  2. Телекоммуникационная технология (ТКТ).

Эти технологии различаются своими возможностями и функциями: ИКТ занимается хранением и переработкой информации, ТКТ – передачей и приемом информации на расстоянии.

ИКТ позволяет изменить характер обучения: из группового, управляемого учителем – в индивидуализированное, управляемое самим учащимся на основе программы, заложенной в АУК. Пример обучения, основанного на ИКТ – компьютеризованное обучение иностранным языкам (Computer-Assisted Language Learning, сокращенно CALL).

Термин телекоммуникационная технология охватывает широкий круг средств массовой коммуникации, включающий радио, телефон, телевидение, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, электронную почту и Интернет. Общим у всех этих средств, объединяемых словом телекоммуникация (от греческого слова tele, что означает «на расстоянии» или «далеко»), является возможность передачи информации на расстояние. ТКТ предоставляет доступ к удаленным (распределенным) информационным и дидактическим ресурсам и дает возможность осуществлять свободное и гибкое массовое обучение на расстоянии. Обучение с помощью ТКТ часто называют «телематикой».

Основные средства телекоммуникации – электронная почта (E-mail), сокращенно ЭП, и Интернет (Internet). Оба эти средства предназначены для передачи сообщений от одного компьютера к другому через телекоммуникационные сети по всему миру. Отличие между ними заключается в том, что ЭП прием сообщений отсрочен во времени от передачи (этот режим электронной коммуникации называется off-line), а в Интернете прием сообщений происходит практически одновременно с передачей (режим on-line). Техника использования этих средств для коммуникации чрезвычайно проста. Ваш компьютер подключается к провайдеру – фирме/организации, обслуживающей ЭП и Интернет в вашем регионе, через факс-модем и телефонную сеть. Вы получаете свой почтовый адрес и можете выходить в мировое электронное пространство. В настоящее время ЭП и Интернетом пользуется более 25 млн. человек в разных странах, и это число быстро возрастает.

ЭП появилась в конце 60-х годов в качестве средства связи в армии США. С начала 70-х годов ЭП стала распространяться среди американских вузов. В 80-е годы ученые начали использовать ЭП для научного сотрудничества. С конца 80-х годов ЭП распространяется по всему миру как массовое средство коммуникации, доступное широким слоям общества, успешно конкурируя с телефоном и телефаксом. Это стало возможным с появлением телекоммуникации как науки и технологии электронной связи, с одной стороны, и соединением компьютеров в сети (networks), с другой. При этом существуют так называемые «локальные» и «глобальные» или «всемирные» сети. Примером локальной сети может служить соединение между собой всех компьютеров в одном классе или вузе. Примером глобальной сети является Интернет – «мать всех сетей», который объединяет все подключенные к нему компьютеры во «Всемирную сеть» — World Wide Web (WWW).

Всемирная сеть, переводимая иногда (неправильно) как «Всемирная паутина» — самое мощное средство электронной коммуникации. WWW – это единая система доступа к различным ресурсам Интернета, имеющая гипертекстовую структуру. Преимущества Всемирной сети перед остальными средствами телекоммуникации состоят в следующем:

  1. WWW – интегрированная система, объединяющая ресурсы всех средств Интернета;
  2. WWW имеет полный графический интерфейс, позволяющий читать текст, видеть фотографии, статическое и динамическое изображение, слушать звуки (речь, музыку, песни), смотреть мультфильмы и видеофильмы;
  3. WWW прост в употреблении благодаря заложенному в него принципу гипертекста, с помощью которого можно искать информацию, находящуюся внутри другой информации, которая, в свою очередь, заложена в третьей информации.

Наряду с выполнением своей главной функции – передачи информации, ТКТ в последние годы находит растущее применение в образовании: в разных странах появилась научно-исследовательские центры и учебные заведения, которые занимаются изучением и использованием ТКТ в обучении. К настоящему времени стало очевидным, что эта технология содержит огромный дидактический потенциал, который должен быть использован в подготовке специалистов в любой области, включая иностранные языки, в различных системах и формах обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *