Последние статьи

Буржуазная пресса англоязычных стран. Обзор.

Шрифт:

Приступая к чтению коммунистических газет на английском языке, учитель не может обойти вопрос о реакционной (пока основной и ведущей) печати в Англии и США, и поэтому представляется необходимым уделить определенное место общей характеристике капиталистической печати в этих странах, памятуя о том, что «… буржуазная пресса есть одно из могущественных оружий буржуазии».

Буржуазная печать – один из основных инструментов воздействия на умы людей. В капиталистическом обществе, где буржуазия распоряжается средствами материального производства, она командует и средствами духовного воздействия, в том числе и периодической печатью. Назначение буржуазной печати состоит в том, чтобы всеми способами ограждать капиталистическую систему от социальных потрясений и держать в подчинении многомиллионные массы людей, воспитывать у читателя буржуазные вкусы, взгляды, манеру поведения. Большинство буржуазных реакционных газет объемны по листажу. Они не привлекают интерес читателя к существу социальных проблем, а, наоборот, всемирно отвлекают его внимание публикацией сенсационных пустяков, убийств, насилий, грабежей, сплетен, красочной рекламы. Таким образом, в капиталистических странах полностью извращается роль печати как канала передачи социальной информации всем членам общества. Для большинства из них она становится каналом общественной дезинформации. Сомнительные политические сенсации, появляющиеся систематически в реакционной буржуазной прессе, являются в лучшем случае тенденциозно извращенной информацией, а нередко и прямой ложью. На эту черту капиталистической прессы указывал В. И. Ленин: «Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь – «что-нибудь останется»». Эти ленинские слова, сказанные много лет назад, вполне актуальны для оценки приемов современной реакционной прессы ведущих стран капиталистического мира – США и Англии.

Буржуазная пресса часто добивается нужного ей эффекта, прибегая к простому замалчиванию, что является прямым продолжением искажения и фальсификации фактов. И все эти неблаговидные приемы прикрываются заявлениями о «свободе» буржуазной печати. В. И. Ленин четко показал, что в действительности означают заявления о «свободе» печати в капиталистических странах: «Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии».

В условиях углубления общего кризиса капитализма субъективно-идеологический фактор играет особо важную роль в удержании под властью капитала народных масс, и буржуазия в своей внутренней политике и на международной арене стремится внедрять приемы манипулирования сознанием масс, обрабатывать его, используя для этого во все возрастающих масштабах средства массовой информации.

Не случайно один из американских современных леворадикальных теоретиков утверждает, что средства массовой информации в США выполняют сегодня те же функции, которые осуществлялись гестапо в гитлеровской Германии, и приравнивают буржуазную печать к самым жестоким военно-полицейским органам принуждения в мире капитала.

Пресса в странах капитала используется буржуазией и как политическое средство воздействия на народные массы, и как средство извлечения прибыли. Последнее в особенности относится к бульварной печати, выполняющей социальный заказ отвлечения народных масс от важнейших вопросов общественной жизни. В связи с этим нельзя не вспомнить наглядное описание этого процесса, данное в свое время К. Марксом при характеристике одного из владельцев бульварной английской газеты: «Превратив социальные нечистоты Лондона в газетные статьи, он превращает затем газетные статьи в медь и, наконец, медь в золото».

Характерный процесс, происходящий в буржуазной прессе, — это все усиливающаяся ее монополизация. Каждую неделю в капиталистических странах закрывается одна газета. Однако общеразовый тираж буржуазной прессы в целом растет. Не это ли свидетельствует о монополизации прессы кучкой магнатов? Уменьшение количества газет отражает стремление буржуазии содержать только те газеты, которые с наибольшим эффектом служат ее политическому господству и приносят прибыли. В последние время этот процесс в США и Англии ведет к созданию так называемых монополий-цепочек. В США это монополии Ганнета, Скриппса-Говарда, Ньюхауза; в Англии концерн Р. Томсона и т. д.

Все чаще газетные предприятия становятся компонентами промышленных монополий-конгломератов. В газетно-журнальном деле Англии примером конгломерата может служить концерн лорда Каудрея «Пирсон-Лонгман», который распоряжается не только крупнейшей финансово-экономической прессой Англии (куда входит и известная “Financial Times”) и группой провинциальных газет, но также банками фирмы «Лазар» и рядом промышленных предприятий.

В 1986 году в газете “Morning Star” публиковалось много материалов в связи с забастовкой рабочих лондонской типографии, принадлежащей известному газетному магнату Руперту Мэрдоку. Приводим несколько газетных отрывков, где дается меткая характеристика Руперта Мэрдока, его «империи» и «методов» борьбы с забастовщиками.

THE STAR SAYS

The print workers have taken up the gauntlet thrown down by Rupert Murdoch, the big business press tycoon who owns the Sun, the Times, the News of the World, and the Sunday Times.
They must not be left to stand alone. They are facing a dictator who has set himself two aims – to smash the print trade unions and sack around 5,000 workers.
No worker in this country can allow an employer to get away with that. This is now the most serious challenge to the British working class since the miners’ strike. No worker can stand aside.
If Murdoch gets away with it, then every big business employer in Britain will rush through the breach.

MURDOCH’S CONCENTRATION CAMP

Viewers who saw the Panorama programme on Monday night about the crisis in Fleet Street must have been shocked to see the security system surrounding Murdoch’s new plant at Wapping in the East End of London.
Rolls of razor-sharp barbed wire between high walls, security men and dogs, television cameras watching every move, all this made Murdoch’s Wapping plant into something resembling the concentration camps of the nazi regime.
Murdoch needs a fortress like this because he is quite literally involved in a war – a class war.
Таким образом, пресса капиталистического мира отражает процесс капиталистической концентрации, подчинение диктату крупных концернов.

В рамках общего контроля капитала за прессой важную роль играет деление буржуазных газет га два типа – на так называемые «массовые» (популярные) и «качественные» («газеты мнений»). Первые поставляют дешевое «чтиво» для обывателя и являются, в первую очередь, средством развлечения (а следовательно, отвлечения от реальной действительности) и, во вторую очередь, средством информирования читателя, причем тенденциозным средством. Вторые, нацеленные на малочисленную, но влиятельную часть общества, создают видимость объективности при подаче информации, и тенденциозность этих газет более завуалирована. Их цель – сформировать взгляды, оценки и мнения, которые бы влияли на принятие правительством нужных для правящего класса решений. Отсюда и различия в тиражах: например, у «солидной» и «информированной» английской “The Times” – 381,1 тыс. экземпляров, а у «популярной» “Daily Mirror” – более трех с половиной млн.! Тираж «газеты мнений» “New York Times” вдвое меньше «популярной» “Daily Times”. «Пресса мнений» активно упражняется в антисоветизме, когда затрагиваются вопросы касающиеся судьбы капитализма. Всякий раз, когда речь идет о борьбе трудящихся за свои права, о прогрессе социалистических стран, об успехах национально-освободительного движения, солидная буржуазная пресса отказывается даже от видимости объективности.

Поскольку изначальная информационная функция газеты все больше переплетается с пропагандистской, воздействующей функцией, в газете используются особые приемы подачи материала. Многие из них уже стали традиционными, хотя и обладают, помимо общих черт, определенными национальными и другими особенностями.

Буржуазные английские газеты весьма велики по объему. Номер ежедневного национального издания содержит от 14 до 32 полос. Между тем многие англичане обычно используют для чтения утренних газет лишь то сравнительно короткое время, которое они затрачивают на завтрак, на поездку до места работы. В течение этого времени человек, разумеется, не в состоянии прочесть всю газету. Он воспринимает предложенный материал избирательно. А буржуазный газете, особенно «массовой», надо во что бы то ни стало захватить, остановить внимание читателя. От этого зависит интерес к изданию, его тираж и, в конечном счете, его жизнеспособность.

Вот почему информационный материал строится по так называемому принципу перевернутой пирамиды. В соответствии с ним факты, сообщения следует подавать в порядке убывания их важности, значимости. Самая важная роль отводится, конечно, вводной части материала. Она именуется по-разному: открывающим предложением, первым абзацем, иногда лидом (lead – в редакциях американских газет), иногда вводкой (intro). Но сколь бы ни разнились ее названия, суть дела остается неизменной: в первый вводный абзац репортерам предлагается выносить самый «ударный» факт. И дело здесь не только в том, что по самой логике процесса чтения начальная фраза заметки прежде всего привлекает внимание читателя. Есть другая, более важная причина: вводная часть нередко остается единственной частью, на которой читатель останавливает свое внимание.

Значимость этого абзаца редакция стремится подчеркнуть средствами оформления – шрифтовыми и графическими. Вводка обычно набирается более крупным жирным или полужирным шрифтом, а размер ее набора, как правило, превышает ширину базовой колонки, и она нередко обрамляется линиями. Таким образом, делается все, чтобы читатель заметил и схватил преподнесенный в первом абзаце факт.

Небезынтересно отметить, что по канонам английской буржуазной журналистики вводка, как правило, должна ответить на вопросы Who? What? Where? When? Why? How?, т. е. кратко ознакомить с содержанием приводимого далее подробного сообщения, помещаемого обычно на последних страницах газеты.

В принципе во всем этом нет ничего предосудительного: выделяя те или иные детали, факты, газета помогает читателю ориентироваться в многообразии информации, дает возможность быстро ознакомиться с самыми важными событиями и прочесть подробности только тех сообщений, которые его особенно интересуют. Но дело в том, что при вынесении факта в первый абзац буржуазные журналисты руководствуются не объективными критериями, а совсем иными мерками. На отбор деталей для вводки четкий отпечаток накладывает партийная позиция буржуазной печати.

Неотъемлемой частью структуры информационного материала является заголовок. Если первый абзац – «сильно сжатая версия корреспонденции, то заголовок – введение, сжатое еще раз». В подаче информации, в ее восприятии читателем эта «вдвойне сжатая версия» играет не последнюю роль.

Именно поэтому заголовки – важнейший аспект воздействия массовых газет на читателей. Известны случаи, когда в классовых интересах заголовки буржуазных газет подавали как непреложный факт то, что в тексте называлось предположениями, слухами и т. п.

Другой пропагандистский прием, применяемый в заголовке, — это прямое комментирование события в нужном правящему классу направлении.

Заголовки в английских буржуазных газетах пишутся не репортерами, а правщиками (“headline writers”) в процессе подготовки рукописи к печати. И здесь проявляется едва ли не важнейшее влияние правщика на обработку информации в пропагандистском буржуазном духе.

Формы организации газетного материала обычно именуются жанрами. Следует заметить, что в англоязычной прессе не существует жанровых понятий, соответствующих понятиям советской печати, и классификация газетных материалов иная.

Английские учебники по журналистике указывают, что газета содержит информацию (news), редакционные статьи (leading articles), комментарии, очерковые материалы (features), спортивные материалы и рекламу. В газете могут быть статьи авторов-специалистов, развлекательные материалы, карикатуры и письма читателей к редактору (correspondence).

Необходимо отметить, что английское слово information применительно к журналистике совсем не употребляется. Вместо него принят журналистский термин news, в буквальном переводе означающий новости, а в газетах соответствующий русскому слову информация. Одновременно следует заметить, что в англоязычных буржуазных газетах слово news часто употребляется и как эквивалент слову сенсация. Отделы информации национальных (центральных) газет Великобритании именуются news room. Сообщение именуется a piece of news. Само понятие news распадается на: информационные материалы (news-stories), заметки (news-items), репортажи, отчеты и очерки (reports).

Тип газетного сообщения подразделяется на текущую информацию (diary news) и так называемую непредвиденную (hot news). Оба эти типа сообщений могут даваться с комментариями. Им противопоставляется hard news – чистая информация, т. е. сообщения в «непрепарированном» виде без комментариев.

Diary news – это сообщения с конференций, заседаний, вечеров, митингов, встреч, планы проведения которых были известны заранее. Hot news – это сообщения о всякого рода неожиданных событиях и происшествиях – от пожара до девальвации валюты и государственного переворота. Hard news – это не что иное, как сообщение в его хроникерском виде без прямых авторских оценок и выводов.

Газета привлекает читателя к своим сообщениям и графическими средствами – различными шрифтами, которые должны бросаться в глаза при беглом просмотре газеты и заинтересовать читателя, делением на полосы, распределением материала по разным страницам, а также фотоматериалы, карикатуры и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *