Последние статьи

Буржуазная пресса англоязычных стран. Газеты Великобритании.

Шрифт:

В Великобритании издается примерно 120 ежедневных (выходящих шесть раз в неделю, кроме воскресенья) и воскресных газет, которые, даже когда имеют идентичные названия с добавлением “Sunday Issue” и издаются той же самой компанией, представляют собой особые печатные органы со своей собственной редакцией. Общий тираж национальных (т. е. распространяемых по всей Великобритании) ежедневных газет – 15 миллионов экземпляров, воскресных – более 17. По количеству газетной продукции на душу населения Великобритания идет впереди других капиталистических стран, уступая лишь Швеции.

Даже при внешнем сопоставлении английских национальных ежедневных газет видно, что они подразделяются на упомянутые нами две группы. Английские «качественные» газеты отличаются строгой, некрикливой версткой, умеренными по величине шапками и заголовками, довольно небольшим объемом иллюстраций. Для «популярных», или «массовых», газет характерны крупные, на всю первую полосу шапки, краткие материалы, пестрая верстка, множество фотографий.

Среди ежедневных национальных газет к «качественным» относятся “The Times”, “Financial Times”, “The Guardian” и “The Daily Telegraph”; к «популярным» — “Daily Mail”, “Daily Express”, “Daily Mirror”, “The Sun” и др.

Данные о читательской аудитории этих изданий показывают, что за чисто внешними признаками «качественности» и «популярности» скрывается весьма существенное различие. Читателями первой группы являются представители крупной, средней и отчасти мелкой буржуазии, а в читательскую аудиторию второй группы входят в основном квалифицированные и полуквалифицированные рабочие, т. е. слои населения с наименьшим достатком.

Ничтожно малый процент читателей «качественных» газет вообще и из их числа рабочих в частности свидетельствует, что издания эти обращены к своему классу, классу буржуазии, управляющих, в то время как «популярные» печатные органы направлены на враждебный буржуазии класс – класс рабочих, эксплуатируемых. Все английские газеты продаются ниже себестоимости и «живут» с рекламы. Реклама в «качественных» газетах стоит значительно дороже, что и покрывает их сравнительно небольшой тираж. Рекламодателя в данном случае интересует не тираж, а «качественный» состав читательской аудитории, т. е. такие покупатели товара, которые распоряжаются крупными капиталами.

Таким образом, экономический регулятор все ставит на свои места в интересах власть имущих. Соотношение тиража «качественных» и «популярных» газет, распределение двух категорий информации в тех и других детерминированы самой природой буржуазного общества и имеют четкую классовую направленность. Коротко остановимся на характеристике основных английских газет.

“The Times” (основана в 1785 году, тираж – около 381,1 тыс. экземпляров) является одной из старейших английских газет. Ее нынешний владелец – издательский концерн Руперта Мэрдока. Газета именует себя независимой. Действительно, широко открыв в свое время двери для рекламы, газета стала существовать на рекламные и другие поступления от коммерсантов Сити и влиятельных кругов английской буржуазии. Таким образом газета избавилась от финансовых поступлений из казны и постоянной опеки правительства. Став органом крупного финансового капитала, газета поучала не одного премьер-министра, как консервативного, так и лейбористского. “The Times” не влияла на политику, а «делала» ее, недаром ее псевдонимом было “The Thunderer” («Громовержец»). К услугам “The Times” была широкая корреспондентская сеть в стране и за рубежом, информация из недр Форин оффис и Сити, доступная только редакторам этой газеты. Не удивительно поэтому, что для остальной прессы этот газетный патриарх служил «руководством», поставщиком идей.

Но время шло, история диктовала свои условия. Закатилось солнце Британской империи, померкло и могущество «Громовержца», а читательские симпатии хозяев Сити и Уайтхолла все больше склоняются в сторону “Financial Times” (основана в 1888 г., тираж 166 с лишним тыс. экземпляров).

Большая осведомленность, влиятельность, дипломатичность, тонкое мастерство редакторов и корреспондентов присущи нынешней “Financial Times”. Кроме того, газета является авторитетным финансово-экономическим изданием. И хотя тираж ее и не велик, газета не без основания претендует на звание национальной газеты номер один.

Наиболее полно позицию консервативной партии выражает газета “The Daily Telegraph” (основана в 1855 году, тираж 1,259 тыс. экземпляров), занимающая «промежуточное» положение между «качественными» и «популярными» газетами. Этот открытый рупор реакционно настроенных консерваторов с антирабочих и антипрофсоюзных позиций публикует обильную внутреннюю информацию и широкий подбор тенденциозной иностранной информации. Меткую характеристику “The Daily Telegraph” дал в свое время К. Маркс – характеристику, которая злободневна и по сей день: «Через искусно скрытую сеть труб все отхожие места Лондона спускают свои физические нечистоты в Темзу. Точно так же мировая столица спускает все свои социальные нечистоты через систему гусиных перьев в одну большую бумажную центральную клоаку — “Daily Telegraph”».

Газета “The Guardian” (основана в 1821 году, тираж около 478 тыс. экземпляров) является выразителем взглядов либеральной интеллигенции (сюда же примыкает и “The Observer”, основанная в 1971 году, тираж около 773 тыс. экземпляров). За последние полвека влияние либеральной партии резко упало, и поэтому эти газеты определяют свою позицию где-то между консервативным центром и правым крылом лейборизма.

Достаточно известной английской газетой является проконсервативная “Daily Mail”, которая относится к «популярным» газетам. Ее тираж – 1800 тыс. экземпляров. Она была первой английской «газетой-копейкой» и стала со дня основания в 1896 году торговать не политическими новостями, а криминально-приключенческой сенсацией с целью отвлечения трудящихся от острых проблем социального характера. Газета “Daily Mail” последовательна в антисоветизме, антипрофсоюзной и антирабочей пропаганде.

С проконсервативных позиций выступает и газета “Daily Express” (основана в 1900 году, тираж более 1,98 млн. экземпляров). Ее консервативная платформа внутри страны сочетается с активными выступлениями против всех сил в окружающем мире, которые, по мнению владельцев, несут угрозу остаткам британского имперского влияния. Газета “Sunday Express” (тираж около 3 млн. экземпляров) является воскресным изданием “Daily Express”. Сюда же относится газета “The Sun”, основанная в 1964 году, ее тираж более 4,1 тыс. экземпляров.

Газета “Daily Mirror” (основана в 1903 году, тираж 3,4 млн. экземпляров) поддерживает политику руководства лейбористской партии и стремится подладиться под вкусы и настроения трудящихся масс, чтобы держать их в плену реформистской идеологии.

Среди английских «популярных» газет следует еще упомянуть воскресные газеты, выходящие большими тиражами, “Sunday People” (основана в 1881 году, тираж 3,4 млн. экземпляров) и “News of World”, основанную в 1843 году и являющуюся рекордсменом капиталистического мира по тиражу – более 4,25 млн. экземпляров. Первая из них более лейбористского толка, а вторая – проконсервативная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *